Почему празднование Пасхи имеет цикличность (разную дату празднования)

А знаете ли Вы,

что ПАСХА, это единственный случай, когда празднование в Православной культуре имеет не постоянную дату празднования, а меняющуюся (цикличность 19 лет).

Если задать вопрос среднему обывателю, «Почему праздник ПАСХИ празднуется в разное время?«, то основная масса людей и даже тех, кто придерживается всех правил православного христианства, навряд ли ответят на сей вопрос по существу.

Мне было интересно узнать природу возникновения данного ТАИНСТВА и ПРАЗДНИКА СВ. ПАСХИ. Рассказываю. Это, прежде всего, знания истории.

 

Сначала обратимся к Ветхозаветной Пасхе

 

Лучше всего историю праздника Пасхи прочитать в первоисточнике: Библии. Она записана в книге «Исход». Праздник этот связан с выходом евреев из Египта. Много лет евреи были в рабстве у египтян, но вот Господь решил вывести Свой народ оттуда и поселить в другой земле. Египетский фараон не захотел отпускать евреев — ведь они были рабочей силой и строили ему города. Господь наслал казни на Египет (превращение воды в кровь, град, жабы, саранча и т.д.). Но фараон все равно не отпускал еврейский народ. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смеpти всех египетских первенцев. Эта кара должна была вынудить фаpаона отпустить израильтян из страны. Когда Господь навел эту казнь на Египет, евреи вышли оттуда. В Библии написано об этом так:

 

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его». (Исход 12:1-14)

 

Евpейское слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, пpаздник Пасхи, а с дpугой — пpаздничную жеpтву, пасхального агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвоначально означавшего «хpомать», а затем получившего смысл «пеpескочить чеpез что-то», «оставить нетронутым». Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исх 12:13). Об этом событии и должна напоминать евреям Пасха.

Кажд. новый день у евреев начинался с заходом солнца и заканчивался заходом. В день 14 нисана кажд. израильс. семье необходимо было заколоть молодого без порока ягненка (или козленка) и кровью побрызгать косяки дверей в своем доме (Исх. 12:3—7, 22, 23). Затем повелевалось запечь столько ягненка с пресным хлебом и травами, сколько семья смогла бы быстро съесть во время ужина. Божий ангел пройдет 14 нисана по Египту и убьет всех первенцев в Египте, где не было метки на косяках дверей.

 

Послушные израильтяне все так и сделали, поэтому были под защитой у Бога. Египтяне после этого позволили им уйти из Египта (Исх. 12:8—13, 29—32).

 

После тех событий, из года в год израильский народ собирался, чтобы отпраздновать Пасху. Моисей велел родителям объяснять детям, что означает этот праздник таким образом: То, что для израильтян сделал Бог, не должно было забываться.

 

Поэтому праздновали Пасху ежегодно, 14 нисана по евр. Календарю в один и тот же день.

 

Высчитывали так: евреи ждали день весен. равноденствия (когда длительность дня = длительности ночи). I-й день месяца нисана начинался в новолуние (время, когда на небе нов. лунный серп). Пасху праздновали спустя 13 дней.

 

Новозаветная Пасха

 

 Иисуса Христа распяли в канун Пасхи (Иоанна 19:14). И с тех пор праздник Пасхи приобрел новое значение. Хpистос был заклан за нас как пасхальный агнец (1 Коp 5:7) и воскрес как пеpвенец из умерших (1 Коp 15:20,23). И если в Ветхом завете ангел смерти проходил мимо домов, косяки которых были помазаны кровью агнца, то в наше время Бог не будет судить тех, кто принимает жертву Иисуса Христа. Иисус — агнец Божий. В Ветхом завете кровь агнца давала жизнь первенцам евреев, которые помазали косяки дверей его кровью. В Новом завете мы читаем, что «кровь Иисуса Христа … очищает нас от всякого греха» (1 Иоанна 1:7). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:16)

 

Почему Пасха празднуется в разное время?

 

Вот что говорят по этому поводу священнослужители Казанской Духовной Семинарии.

 

Закон Моисея точно определяет время празднования ветхозаветной Пасхи, которую в христианстве заняла Пасха новозаветная. По ветхозаветному закону Пасха должна совершаться в ночь с 14 на 15 число месяца нисана, соответствующего теперешнему марту, в какой бы день недели это число ни случилось по древнееврейскому счислению. Этот день приходится приблизительно на время около весеннего равноденствия.

Так как Иисус произошел из израильского народа, он тоже отмечал Пасху.

 

Как это происходило в последние дни его земной жизни?

 

Иисус покинул храм. Вечером со своими апостолами поднялся на Елеонскую гору. Там он пророчествует и описывает признак завершения злой системы вещей. Это пророчество четко совпадает с нашими днями. Иисус также предупредил:

 

12 и 13 нисана — Иисус не появляется открыто в храме. Религ. руководители ищут его, чтобы убить. Но он хочет отпраздновать последнюю Пасху вместе со своими апостолами.

 

После захода солнца в четверг начин-ся день 14 нисана — послед. день земной жизни Иисуса.

 

Вечером 14 нисана Иисус с апостолами отмечает последнюю Пасху и преподает 12 апостолам урок смирения, моет им грязные, пыльные, уставшие от дороги ноги.

 

Иуда Искариот уходит к иерусалимским руководителям, чтобы предать Иисуса за 30 сребреников (цена раба).

 

В его отсутствие, Иисус вводит новое празднование. Он отменяет Пасху, заменяя ее Вечерей воспоминания своей смерти (Исход 21:32; Матфея 26:14, 15, 26—29; Иоанна 13:2—30).

 

Еще он поясняет, что с этого момента необход. будет всем его верным последователям (истинным христианам) отмечать 14 нисана уже не Пасху, а вспоминать его смерть, и делать это также необходимо 1 раз каждый год после захода солнца в день бывшей Пасхи — 14 нисана.

 

Иисус умер в день еврейс. Пасхи — 14 нисана (по евр. календ.), в день, когда он ввел празднование Вечери. Иисус, при своей жизни на земле, четко соблюдал Моисеев закон и отмечал Пасху 14 нисана.

 

 

Как кровь пасхальн. ягненка спасла в древности всех израильс. первенцев, кровь Иисуса Христа предоставляет возможность также приобрести спасение в предстоящем уничтожении этой системы (Иоанна 3:16, 36).

 

Начинался нисан с захода солнца после новолуния, ближайшего ко дню весеннего равноденствия (новый лунный серп означал новолуние). Высчитывали день Вечери воспоминания смерти Иисуса точно также как и Пасху в древние времена по Моисееву закону. После смерти Иисуса, празднование Пасхи для верных христиан стало не актуальным, так как Иисус Христос своей смертью выполнил Моисеев закон в отношении Пасхи.

Что происходит далее в истории:

 Некоторые восточные церкви, по примеру евреев, праздновали свою христианскую Пасху также в это число, в какой бы день недели она ни приходилась, и с этого числа прекращали пост. Празднование, впрочем, совершалось в христианском смысле; означенные церкви в 14-й день нисана совершали торжество в воспоминание крестной смерти Спасителя и называли его Пасхой крестной, а затем, через день, праздновали Пасху Воскресения, но опять в какой бы день недели она не приходилась. Другие церкви, держались другого обычая; они праздновали воспоминание страданий и смерти Спасителя в первую пятницу после 14-го нисана, а Пасху или годичную память Воскресения Христова в первый затем воскресный день, и с этого, а не с другого какого дня, прекращали пост. Таким образом, в одних церквах Пасха праздновалась по числам, почему, естественно, не совпадала с воскресным днем, в других, напротив, по дням, отчего приходилась в день недели воскресный, в который праздновалось Воскресение Христово.

Современные евреи используют другой календарь. Сегодня они пользуются для определения начала месяца астрономическим новолунием, и не используют евр. календарь, котор. пользовались израильтяне в древности, когда нов. лунный серп всходил над Иерусалимом. Кроме того, соврем. евреи, не признают искупительную смерть Иисуса. И продолжают отмечать день выхода своих предков из египетс. рабства — Пасху, и делают это не 14-го, а 15 нисана.

 

 «Пасхалические споры» продолжались долго. В III и в начале IV века они нашли свое отражение в постановлениях Первого Никейского Вселенского Собора 325 г. Было решено праздновать ее во всех Церквах единовременно: в первый воскресный день за весенним полнолунием. Пасха христианская по принятым соборным правилам обязательно следует после еврейской.

 

Итак, время празднования Пасхи определяется по лунному календарю, при этом учитывается ряд особенностей: Пасха празднуется после Пасхи еврейской, в первый воскресный день после весеннего полнолуния, которое будет или в самый день воскресного равноденствия, или непосредственно после него, но не ранее весеннего равноденствия.

 

Почему в разных странах Пасху празднуют в разные дни?

 

На сегодняшний день в христианстве существуют две даты празднования Пасхи. На Западе, а также в странах, где исторически сложилось большее влияние Католической церкви, Пасха отмечается раньше, тогда как в странах с доминирующим влиянием Православной церкви этот праздник отмечается позже. Итак, почему же Пасха, празднуется в разное время различными церквами?

 

Все дело в календаре или летоисчислении. Гай Юлий Цезарь, римский император, в 46 году до Рождества Христова, сделал реформу. Было принято в году 365 дней, а через 3 года на четвёртый год 366 дней. Этот день добавлялся к февралю месяцу. День приходилось добавлять, чтобы исчисление времени соответствовало обращению Земли вокруг Солнца. (Здесь следует отметить, какая точность у Бога — Творца! Проходят столетия, тысячелетия, а Божии законы работают секунда в секунду).

 

Итак, был введён Юлианский календарь, или солнечный год. И параллельно существовало исчисление по лунному календарю. Это продолжалось до 325 года. В 325 году на Никейском соборе епископов для всего христианского мира был введён Юлианский календарь. В честь Юлия Цезаря был назван месяц июль. В честь императора Августа месяц август. Юлианское летоисчисление существует до сих пор в Православной церкви. Его принято называть старым стилем.

 

Весеннее равноденствие выпадало на 21 марта, и от этого дня определяли Пасху. Но неточность человеческих исчислений вскоре сказалась снова. По календарю наступало 11 марта, а фактически было уже весеннее равноденствие, т.е. 21 марта. Опять была сделана реформа. Римский Папа Григорий XIII создал комиссию для реформы. Год сделали состоящим из 365 дней, 49 минут, 16 секунд. Итак, в 1582 году был принят Григорианский календарь. Это летоисчисление называют новым стилем.

 

В разных странах он был введён в разное время. В тех странах, где доминировали католики, календарь был введён в 1582 году. В России новый стиль, или Григорианский календарь, был введён в 1918 году. параллельно продолжают существовать два летоисчисления, два календаря: Юлианский и Григорианский. Расхождение между ними было следующее: 1582 год — разница в 10 суток, XVIII век — разница в 11 суток, XIX век — разница в 12 суток. И, наконец, XX век — разница в 13 суток. Божии же часы остаются точны, как в первом веке, так и в XX, а теперь уже и в XXI. Таким образом, на сегодняшний день Православная церковь сохраняет старый стиль, или Юлианский календарь, а весь остальной мир живёт по новому стилю, или по Григорианскому календарю.

 

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

 

 

Первый Нике́йский собор — собор Церкви, созванный императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.

Богослужебная традиция закрепила количество участников Собора как 318. среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

На соборе был принят Символ Веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано 20 канонов.

Епифаний Кипрский писал, что в определении дня празднования Пасхи в соответствии с постановлением I Вселенского Собора следует руководствоваться 3 факторами: полнолунием, равноденствием, воскресением. Помимо решения главного вопроса, стоявшего перед Собором, — выработать отношение Церкви к учению Ария и его последователей — отцы Первого Вселенского Собора приняли и ряд других второстепенных, но тоже важных решений.

Первым в ряду этих решений идет вопрос о вычислении даты празднования Пасхи. Во времена Собора разные Поместные Церкви пользовались разными правилами для вычисления даты Пасхи. Некоторые Поместные Церкви (Сирийская, Месопотамская и Киликийская) вычисляли Пасху, опираясь на иудейский календарь, другие (Александрийская и Римская) пользовались иной схемой, при которой христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской. Император Константин, созвавший Собор, придавал вопросу об праздновании Пасхи в один день всей церковью не меньшее значение, чем арианской ереси. Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями.

Пасхалия — система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название — пасхалия) . На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

 

Многие правила и каноны христианства закреплены  Вселенскими Соборами епископов  (существует целый свод постановлений).

Т.е. существует Библия. Закон Божий. Можете воспринимать ее как летопись. Это отдельная тема.

И существуют Правила, Каноны, иные Уставы, принятые после Воскрешения Христа православной Церковью. Это тоже отдельная тема.

 

Вселенские Соборы – собрание православных епископов (священников и иных лиц), представляющих всю совокупность Поместных Церквей, созванное с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания.

 

Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви.

 

Всего было семь Вселенских Соборов (325-787 гг). (признанных)

  1. Никейский
  2. Константинопольский
  3. Ефесский
  4. Халкидонский
  5. Константинопольский 2-й
  6. Константинопольский 3-й
  7. Никейский 2-й.

На Вселенских Соборах присутствовали главы поместных Церквей или их официальные представители, а также епископат, представлявший свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви. Для усвоения Собором статуса «Вселенский» необходима рецепция, т. е. проверка временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквями. Случалось, что под жестким давлением императора или влиятельного епископа участники Соборов принимали решения, противоречащие евангельской истине и церковному Преданию, со временем такие Соборы Церковью отвергались.

 

Никаких противоречий при этом не существует. Надо понимать основные понятия христианства и суть.

 

Моя вера осознанная, сколько живу, столько пытаюсь познать непознанное.

 

Историю никто не отменял.

Я не являюсь знатоком всех христианских канонов и норм, но я пытаюсь познать данную информацию. Ведь информация легче познается, когда она интересна. Я всю жизнь стремлюсь к ПОЗНАНИЮ. И делюсь тем, что мне интересно, полагая, что и у других тоже может возникнуть такой интерес.

Так что получается, что постановили праздновать ПАСХУ по Новому завету церковники, спустя три века после воскрешения ХРИСТА.

И возникает разумный вопрос:   «А как же таинство снисхождения Святого Огня?»

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *