… Благодатный Огонь сходит по утвержденным правилам 325 г. (часть 2)

И. Грешнов. в своей работе «Католики и Благодатный огонь» рассказывает:

Благодатный Огонь нисходит от Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения Христова в канун православной Пасхи и только в присутствии православных священнослужителей.  Представители Римской Церкви свидетельствовали о чуде Благодатного Огня еще на заре Христианства. Одно из первых свидетельств содержится в записках западной паломницы Сильвии Аквитанской (IV в). Латинский монах Бернард, (около 865 г.) пишет в своем итинерарии: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом».

Однако, самым весомым было признание чуда римской папой Урбаном II, который в своей речи на сборе крестоносцев и верующих в Клермоне рассказал о необычайных чудесах, происходящих в храме перед Пасхой.
Отпадение римской кафедры от Вселенской Церкви началось в IX веке и окончательно завершилось в XI веке. В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами и храм Гроба Господня перешел под папский контроль. Церемония явления Святого Огня того времени подробно описывается в одном из самых авторитетных исторических документах средневековья – свидетельстве русского игумена Даниила, которому удалось стать очевидцем чуда благодаря теплому приему со стороны царствовавшего в Иерусалиме латинского короля  БалдуинаI.
В своих записях, наряду с критикой выдумок о Благодатном Огне, он отмечает, как сами загорелись православные лампады, находящиеся у Гроба Господня. В это время католики еще принимали участие в церемонии схождения Благодатного Огня и одновременно с православными вели в храме свою службу. Однако в пределы Кувуклии, где возгорался Огонь, никто из них до его появления не входил. .Восточная Православная Церковь была представлена монахами монастыря Св. Саввы, присутствие которых считалось обязательным. Римский клир стремился избавиться от присутствия Православных «еретиков» на литании Святого Огня, и вообще в принадлежавшем им ранее храме Гроба Господня.
Так, в 1099 сразу после овладение Иерусалимом, римская церковь и местные градоначальники, почитая Православных за отступников, принялись попирать их права, о чем писал один из летописцев западной церкви: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже Православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чудо сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде Восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…».
Другой любопытный случай мы находим в описании капеллана Иерусалимских королей-крестоносцев, Фулька, который рассказывал, что «когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетивши св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Духовенство греческое и латинское уже несколько раз начинало петь «Господи помилуй!», несколько раз начинал петь и патриарх (латинский) над св. Гробом, небесное пламя не сходило ни на одну из св. лампад. На другой день, в самую Пасху, клир и народ собрались опять в церковь и опять не являлось св. Огня. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли крестным ходом, босыми ногами, в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь; при виде его полились обильные слезы, все возгласили: «Господи помилуй!» и поспешили возжечь свечи. Небесное пламя внезапно разлилось повсюду при звуке труб и пении псалмов и рукоплесканиях народа. Общею радостию оживился весь Иерусалим».

Небезынтересно, что в обоих случаях свидетелями безуспешности этих попыток являлись сами римо-католики.
В 1187 г. последователи папства были изгнаны из Иерусалима и потеряли единоличный контроль над храмом Гроба Господня, а руководство римской церкви, похоже, сделало определенные выводы. В 1238 г. папа Григорий IX в одном из своих писем официально выступил против толкования «обряда» Благодатного Огня как чудотворного. Как писала одна из католических исследовательниц вопроса О. Басий: «в связи с распространением неправильного понимания этого обряда». К сожалению, автору этой статьи неизвестно какие изменения произошли в понимании этого обряда (за исключением прекратившегося  участия в нем местных католиков), а также каким образом мысли людей воздействовали на ниспосылаемое Богом.
С этого момента и до XX века Благодатный Огонь для римской церкви как бы умер.
Архимандрит Троице-Сергиевой лавры, девять раз присутствовавший при нисхождении Благодатного Огня, с сожалением отмечал: «Католики занимают нейтральную позицию: опровергать факт нисхождения Благодатного Огня бессмысленно, невозможно, лучше молчать. И они умышленно замалчивают существование этого чуда, поскольку ничего другого им не остается. То же было и в апостольские времена: апостолам ведь запретили говорить об имени Иисуса. Доказать ложность его учения было невозможно, можно было только запретить произносить Его имя».
Тем не менее, на протяжении XII-XX вв. католики все же присутствовали на литании Святого Огня, однако их функция сводилась к контролю за Православными. Еще в начале XXвека, во времена Британского мандата, они вместе с армяно-григорианами обыскивали Кувуклию и Патриарха.
Время от времени предпринимались попытки уличить православных в подлоге. «Находившись сам, в этот торжественный день во внутренности часовни Гроба Господня, я рассказал то, что видел. Еще никто из путешественников писавших о Палестине, не имел этого случая, почему и считал долгом сказать сколь неумерены и далеки от истины порицания католиков противу Греков: Кварезмий, и за ним другие католические писатели о Палестине уверяют, что спрятанный заранее в пещере Гроба Господня араб (говоря их словами) зажигает лампаду при вступлении туда гречаскаго митрополита. Еслиб что либо подобное могло быть, то конечно бы, я частный путешественник, не был бы допущен в святилище… Негодование католиков происходит более от того, что принятие св. Огня издревле принадлежит Православной грековосточной церкви»«Еще в отдаленном прошлом тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков, доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника патриарха, когда резиденция последнего находилась еще в Константинополе».
Православные же упрекали представителей католицизма в том, что они являются единственной христианской конфессиуй (из представленных в Иерусалиме),  не признающей чудо Благодатного Огня. «В храме много мусульман. Они верят, что Священный Огонь приходит с неба, и только католики отказываются признать это». «После вечерни арабы стали кричать и бегать по храму. Я спрашиваю, что они говорят. Мне сказали, что они хвалят веру Православную; франков (католиков) укоряют, что те не верят благодати, а армян укоряют, что они хотели сами получить благодать, но вместо этого посрамились» — писал в XIX в. русский паломник инок Парфений.
Но все же, почтительное отношение к Благодатному Огню представителей римской церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось и в это время. До наших дней огонь, сошедший в Великую Субботу, бережно сохраняется и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками. А еще в начале XX века латинский клир, владеющий частью храма, со смирением принимал Благодатный Огонь от Православного Патриарха.
Архимандрит Савва Ахиллеос, многократный очевидец схождения, писал: «Когда совершается служба Благодатного Огня в Великую Субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы… Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к Главе Православной Церкви. Они признают его, как представителя истинной православной веры и как Главу Иерусалимской Церкви, первым Епископом и основателем которой был Св. Иаков брат Божий. Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают Патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный Огонь из рук Патриарха. Стоя пред ним на коленях, они целуют его правую руку».

Начиная с XX века и, особенно, последних его десятилетий информатизация общества значительно изменила ситуацию – многие рядовые католики узнали о Благодатном Огне из первых уст, для консервативной католической прессы труднее стало обходить стороной события, происходящие в храме Гроба Господня на Великую Субботу. Причем отсутствие, или, точнее, двойственность официальной позиции папства в этом вопросе обуславливает исключительную широту мнений представителей католицизма.
Несмотря на вышеприведенную критику, многие представители римо-католической церкви признают Благодатный Огонь как чудо, исходящее от Бога.   Подчас свидетельства о Благодатном Огне вызывают искреннее удивление и изумление у представителей римской церкви. Популярный католический Интернет-журнал предварил одно из них словами: «Католик Эксчендж обычно не уделяет значительного внимания сообщениям «о чудесах и знамениях». Но нижеприведенный случай, описание которого было опубликовано на прошлую Пасху рядом католических печатных изданий, оказался столь удивительным и правдоподобным, что поразил нас, и мы просто обязаны поделиться этим рассказом с вами».
Нельзя без уважения не упомянуть о католическом теологе Нильсе Хвидте, регулярно рассказывающем о Благодатном Огне на страницах прессы римской церкви. В своей книге «Чудеса, происходящие между небом и землей», он сожалел: «…почему чудо Благодатного Огня плохо известно Западным католикам?» и уверяет сомневающихся: «Лучшим аргументом против заявлений о мошенничестве… являются тысячи свидетельств паломников, которые на протяжении веков описывали, голубые молнии которые они видели за пределами кувуклии, свечи загорающиеся сами по себе прямо перед их глазами без какой либо причины»«Есть чудо. Условно говоря, предполагая, доверяя… Когда оно имеет для меня значение? — когда это что-либо верно и существенно добавляет к моей вере, разъясняет ее». (Валентин-Игнатий Искварин). В этой связи интересен следующий случай, рассказанный Владимиром Цветковым, подвязавшимся в Святой Земле и хорошо знакомым с Святогробским братством: «Иерусалимская Патриархия придерживается юлианского календаря – старого стиля. Здесь перешли было на новый стиль и стали ждать на Пасху, когда сойдет благодатный огонь. А он не сошел. Точнее, сошел, но, как всегда, по старому стилю. Это случилось в двадцатом году (XX века – И.Г.)».
Еще одна любопытная точка зрения указывает на всеохватность Благодати Божией: «Следует сразу же сказать, что католики вовсе не отрицают наличие чудес у других Церквей, в конце концов «Дух дышит, где хочет»». Верно и это – чудо может быть даровано и безверующим и язычникам (Марк. 7:26-30), например, чтобы вразумить их. Само по себе в таких случаях оно свидетельствует о безграничность милости Божией, а не веру этих людей. Однако в Евангелии, чудеса также называют «признаками Апостола» (2 Кор. 12:12), что говорит о том, что своими конкретными особенностями они все же могут указывать на заблуждение или истинность людей (или группы людей) и исповедуемого ими.
Наконец, разумно говорится, что только чудо не может быть основой веры и доказательством ее истинности. «Ну пусть себе — чудо. Ладно. Смягчается сердце, но слезы умиления не проступают, да и не обязаны. МНЕ этот огонь дан, чтобы знать, что вера моя больше веры в этот огонь…» (Валентин-Игнатий Искварин). «…наличие (чудес – И.Г.) вовсе не является доказательством веры как отдельного человека, так и общности, а является свидетельством Всемогущества Творца».
Однако, понимая, что истинные чудеса не могут быть основанием веры, мы вправе задуматься, почему и зачем Господь ниспосылает их нам, о чем они свидетельствуют и что значат, особенно если к таким размышлениям располагают обстоятельства их явления. Ведь сами Апостолы называли истинные чудеса и знамения «засвидетельствованием Бога» (Деян. 2:22; Евр. 2:4). В ином случае мы рискуем уподобиться тем, о ком Евангелисты написали: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Ин. 12:25-37), «ибо не вразумились [чудом]… потому что сердце их было окаменело» (Марк. 6:52).

Подводя итоги о свидетельствах схождения Благодатного огня, можно сказать, что Благодатный сходил не всегда «по расписанию«, т.е. и в день Пасхи, и спустя три дня, и по старому летоисчислению и по новому летоисчислению (во время). В первые 300 лет наблюдалось только свечение Гроба Господня. Необходимо так же учесть, что само празднование Пасхи учредили на первом Вселенском Соборе в 325г.

На этот вопрос есть только одно объяснение:

Все чудеса на Земле, так или иначе, делаются людьми. Есть человек — есть чудо. Нет человека и чуда нет.

Когда в стенах храма осталась «алчность», огонь ушел туда, где была Вера, т.е. на улицу, в колонну перед стоявшими людьми. Само собой, их было не меньше десяти, и они были объединены общей молитвой.
А вот ещё недавний пример, в подтверждение. Высокопоставленным лицам не понравилась группа вопящих и орущих в ожидании чуда молодых арабов, их поведение сочли недостойным и вывели прочь. Время шло, а чуда всё не было и не было. Среди большого количества людей внутри храма не нашлось и десяти верующих?! Парней вернули и чудо свершилось.
Так, что если Вам скажут, что чудо было даже тогда, когда там не было людей — не верьте. «Где соберутся десять человек — там Я».
И ещё: «Будет в городе пятьдесят праведников — спасу весь город…» «…и десять праведников будет — спасу весь город». Десять единиц — минимальное значение.

Вера идет от людей, сила этой Веры и подтверждает самое настоящее чудо.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.