И еще из истории славян… берендеи (часть третья)

Александр Смирнов (часть третья):

Теперь о желании берендеев жить в городах… Какие ещё степные племена хотели жить в городах? Да никакие! Включая завоевавших полмира монголов, принимавших послов других государств в степи, в специально организованном стойбище. А берендеи просят киевского князя: «Коль хочешь нас отблагодарить, так дай нам города». Но они и сами строили города, в которых жили.
«Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие».
Названы 6 городов и указано, что были и другие… Ничего себе степное племечко, не помещавшееся в 10-ти, а то и в 20-ти городах? Это больше напоминает отдельное государство с многочисленным населением, сравнимым с населением всей Руси! А армии берендеев в 30 000 воинов? Это очень и очень много! Народ, способный выставить тридцатитысячную профессиональную полностью снаряженную армию, должен иметь население не менее 500 000 человек, а скорее всего – больше! О том же свидетельствует и количество городов, в которых проживали берендеи. Становится понятным, на каком основании берендеи требовали от киевских князей федеративной системы государства.

Но жить в городах – полдела…. Берендеи умели строить города! Желание жить в городах, умение их строить  и самое главное – умение ими управлять…. Всё это свидетельствует о владении берендеями знаниями государственного устройства и управления. Ведь любой город – это уже государство, так как он обладает всеми его признаками: централизованной властью, организацией порядка, собиранием налогов, содержанием дружины для военных и полицейских функций, организацией производства и торговли, ведением переговоров с другими городами, или иногда даже странами, заключением соответствующих договоров, принятием решений о ведении войны, или заключении мира. Мы не привыкли признавать за городом государственного значения, но это не правильно. Даже сейчас существуют города-государства. И в прошлом таких городов-государств было еще больше. Новгород, к примеру, с демократической формой правления, не подчинялся решениям ни Киева, ни Владимира, ни Суздаля. Лишь Иван Грозный из Москвы окончательно привел Новгород к повиновению московским царям.

Упоминание о желании берендеев федеративного устройства киевской Руси также указывает на многочисленность этого народа, умение его управлять как городами, так и государством. Были у берендеев и свои руководители, по всей видимости, наследственные князья, происходившие из рода царя Берендея. Во всяком случае, такое предположение весьма логично, если бы саму личность Берендея не объявили «мифической»….

«Ярилина книга» из мифического делает вполне исторической личностью царя Берендея, указывая при этом на земли берендеев возле Ра-реки, то есть Волги, и сообщая имена его сыновей – Гредня и Вольги, внуков – Асеня Мудрого и Волгани, правнучки – Милиды, и многочисленных праправнуков, правивших крупными городами, в том числе её сына – Волгара И тогда уже понятным становится, почему в «Тризнах Бояна» Асень привел асеней и берендеев на Дунай биться с Германарехом. Он был внуком царя Берендея и должен был унаследовать княжеский престол. Возможно, Гредень – его отец, и царь берендеев – к этому времени уже умер, или же был стар для участия в дальнем военном походе. (Еще раз напомню, что в те времена названия царь и князь были равнозначными и взаимозаменяемыми).

Что касается почтенного возраста Дажень-Яра, вроде бы непригодного для женитьбы на столь юном создании, то он прожил значительно более 100 лет, так же, собственно, как и Морияр, сын Вахрамея, и сам Вахрамей. Германарех, царь готов, женился на русколанской царевне Светлиде, когда ему было 90 лет. Милида стала третьей женой Дажень-яра. У него еще родились дети от Милиды. Он участвовал в битвах и вел активную жизнь и после достижения 100 лет. Даже умер он не своей смертью, а ужаленный змеёй, выползшей из черепа единорога. Этот сюжет потом неоднократно использовался при объяснении неожиданной смерти различных князей. К примеру, Олег якобы погиб от укуса змеи, выползшей из черепа его коня.

На исторической арене берендеи появляются во II – III веках н.э., когда как раз исчезают в небытие скифы. Признаваемое ныне первое упоминание о берендеях в XI-м веке, является ошибочным, потому что в «Тризнах Бояна» рассказывается, как примерно в III – IV-м веках н.э. берендеи вместе с другими славянскими племенами (словенами, асенями, радимичами, дрегами) участвовали в военной кампании против готского царя Германареха из-за убийства им русколанской жены Светлиды (Свенхильды), когда он был разбит и низложен. Вот как собирались войска для битвы-мести:

«И так прорек Боян вещий:
«Я взову к князьям и кметям
да предстанут по правую руку от Буса
и да идут они к месту битвы
Стезею Прави!
Пусть придёт Златогор с Алатырь-горы,
князь Словен из Слав-града,
и Киян из града Кияна,
а с оными братья Гвидон и Асень,
а ещё с Ра-реки Волганя!
Вслед князьям придут дружины словен,
и дреги, радимичи, и земегоны,
и беренды с Белых гор!»
(Веды Руси. Велесова книга. Ярилина книга. Белая крыница / Прочтение и перевод Александра Асова. – М.: АСТ, 2011. – 638с., «Ярилина книга», с. 588 (Перевод мой, Смирнов А.)

В «Тризнах Бояна» говорится о том, что Гвидон и Асень, оба князя, были братьями. Так сказочный князь Гвидон из сказки А.С. Пушкина приобретает историческое существование. Собственно, как царь Берендей сохранился в истории благодаря сказке Островского. Видимо, источники в виде древних летописей на Руси все же существовали и были скрываемы, и в то же время доступны в прогрессивных дворянских кругах, несмотря на угрозу анафемы со стороны православной церкви, и даже возможность казни. И не зря сказка помещает Гвидона на синее море, так как он «правил в Таматархе на море Сурожском» (Чёрном и Азовском).

«Беренды с Белых гор» в приведенном выше отрывке нас весьма и весьма запутывают. Нам важно определить Родину берендеев, земли, на которых они жили. Конечно, получается, что берендеи не степное племя, но тогда выходит, что они горные жители? Это совсем не согласуется ни с местом княжения Асеня, ни с другими данными. В качестве рабочей версии я выдвигаю нахождение на службе в Белых горах (Кавказ) одного из войск берендеев, которое в случае общей войны должно было соединиться с основным войском берендеев и встать под единую руку князя берендеев – в данном конкретном случае – Асеня. Тогда получается, что в мирное время берендеи, не спрашивая своего князя, могли поступать на службу в иные государства? Да, получается так. Как это могло такое быть, попробуем разобраться далее, а сейчас все же хотелось бы определиться с родиной берендеев.

Обратимся вновь к «Ярилиной книге». Книга эта рассказывает о войнах Русколани с гуннами во время всемирных войн гуннов конца III – начала IV веков н.э. Русколанью в это время правил Дажень-яр, а гуннами – сначала Вахрамей, а затем его сын Морияр. Мы уже из приведенного ранее отрывка знаем, что Морияр по матери был внуком царя Берендея, от отца – Вахрамея, унаследовал коварство, огромные территории и сильную армию. Амбиции его были столь высоки, что он мечтал о мировом господстве. Будучи по линии матери внуком царя Берендея, он женится на Навне – дочери князя берендеев Вольги. Один этот факт уже говорит о значимости и влиятельности рода берендеев как в Русколани, так и у гуннов.

Из этого же факта мы видим возможность проникновения идей о происхождении берендеев из степных племен, коими в своей основе были гунны. Ведь мы можем предположить, что кроме династических браков, были заключаемы и другие, менее значимые. Следовательно, некоторая часть населения гуннских племен, впрочем, весьма незначительная, могла именовать себя наследниками берендеев с полным на то основанием. Вот только берендеями они не были, так как получили воспитание не в семьях берендеев, а в семьях гуннов.

По всей видимости, принадлежность к роду берендеев давала возможность претендовать на воцарение над Русколанью. Этот вывод напрашивается сам собой из желания сначала Вахрамея сделать царем берендеев своего сына Морияра, а потом из действий самого Морияра, женившегося на дочери Вольги, сына царя Берендея, и начавшего с помощью интриг и войн захватывать земли и города, как на востоке, так и на западе, и на юге.

«Также в то время сильно умножилось племя гуннов. И начали они беспокоить на Великой Ра-реке земли русколанские. И, вновь восстав во главе гуннов, Морияр-князь многие народы на Востоке попленил. И так потом от Ра-реки дошёл с ратями бесчисленными до Москвы-реки и Семивежья, и все крепости на пути сокрушил и пожёг». (Веды Руси. Велесова книга. Ярилина книга. Белая крыница / Прочтение и перевод Александра Асова. – М.: АСТ, 2011. – 638с., «Ярилина книга», с. 399)

И далее уже о встречном ударе русколан: «И дали они сражение войску змееву Морияра. И в сражении том под Семью вежами они яростными ударами истребили многих тысячников и сотников Морияра вместе с их отрядами.
И затем, спустя седьмицу, во второй битве под стенами Китеж-яра на реке Нерли вновь одержали верх рати Дажень-яра и Буса. И так заняли они крепость Китежа Суждальского… (Современный город Кидекши под Суздалем)
И явилась Навна в Китеже-граде на яре высоком, на горе Студенце. (Гора в центре города Владимир – А.См.) И сошлась там с Дажень-яром, и говорила о мире и любви». Навна – это жена Морияра, дочь князя берендеев Вольги, и потому ей и было поручено замириться с царем русколан, также женатого на берендейской царевне – Милиде, двоюродной сестре Навны.

Итак, речь идет о трех городах: Китеж-яре, Китеже Суздальском и Китеж-граде. Китеж-яр находился на реке Нерли. Нерль – приток Клязьмы, протекает по землям к северу от современного Суздаля и Владимира. Крепость Китеж Суздальский – это современная Китежда немного к востоку от Суздаля. И, наконец, под Китеж-градом по названию горы Студенец можно узнать современный Владимир. Чуть далее в тексте упоминается Китеж Залесский, под которым мы уже узнаем современный Переславль-Залесский. Семивежье же на Москве-реке – это будущая Москва, построенная на семи холмах (горах).

«И так Дажень-яр с Ягорием (Георгием-Победоносцем, из-за чего на гербе Москвы он и изображен, побеждающий Морияра-змея. Пояснение моё. А. Смирнов) утекли к Белым горам. А Семивежье и Китежские земли оставили на попечение Бусу Белояру, старшему брату его Златогору, а также воеводе Сурияру. И с ними осталась мать Буса – Милида, ибо то была земля её отца Асеня Мудрого, внука Берендея-царя. И здесь у седых волхвов обретали ведание тайное дети её, младшие братья и сёстры Буса».

Вот мы с вами и обнаружили земли берендеев. Семивежье и Китежские земли – это Московские, Владимирские и Суздальские земли! То есть именно те земли, которые впоследствии поочередно станут тремя столицами Руси: Суздаль, Владимир, Москва. Эта земля названа землёй отца Милиды – Асеня Мудрого, внука царя Берендея.

С чем связано столь широко применявшееся название Китеж? Мне кажется, что оно образовано от слова «Кита» — сруб, наполненный камнями и землей. Именно из кит в древней Руси сооружались крепостные стены. Поэтому Китеж можно перевести как крепость. Отсюда понятным становится и название Китая, которое применяется лишь в России. Эту страну наши предки назвали в честь её главной достопримечательности – Великой Китайской стены. Все остальные называют Китай Чайной.

Однако один ли сын был у царя Берендея? Может ли быть, что тот поделил между своими детьми разные города? Да, это вполне возможно, так как мы уже с вами выяснили, что одним из князей берендеев был Вольга, а затем его сын Волганя. Если Асень правил Семивежьем и Китежскими землями, то явно были города и на Волге. Об этом говорят имена: Вольга, Волганя, Волгар. Об этом же свидетельствуют сохранившиеся названия деревень и сел.

Обратимся к географическим названиям, образованным от слова берендеи. Село Берендеево Ярославской области находится возле г. Переславль-Залесского, в половине пути между Москвой и Ярославлем. Деревня Берендеево в соседней с Ярославской Костромской области расположена между Костромой и рекой Ветлугой Нижегородской области примерно посередине. Деревня Берендеево в Вологодской области расположена к югу от Вологды, в сторону Ярославля и Костромы, что позволяет включить все эти города в состав Китежских земель. Деревня Берендеевка в Лысковском районе Нижегородской области находится на Волге ниже Н.Новгорода. Итак, мы сразу же нашли как минимум 4 населенных пункта в соседних областях с одним и тем же названием – Берендеево-Берендеевка. Является ли данный факт доказательством того, что берендеями называли народы, проживавшие на землях от Семивежья, Владимира, Суздаля, Вологды, Ярославля и Костромы до Городца и Лыскова Нижегородской области, и самого Нижнего Новгорода? Да, это является одним из доказательств. Особенно если археологам удастся доказать с помощью раскопок истинный возраст названных поселений.

«Ярилина книга» не оставляет нас без помощи, и сообщает следующее о правлении русколанских князей, имевших родственные связи с наследниками царя Берендея, либо же его прямых потомков:

«А в той земле сидел род Дажень-яра и Милиды, дети их младые – Ильяр Моровленин, что правил во Муроме, Асень Премудрый – правивший в Сенеже Сурожском, и Волгар находчивый – сидевший в Китеже Волжском, что близ крепости Дажин-яровой.
Старшие же братья правили в Алании на Пяти горах: Словен – правил во Словенске, Киян – в Киян-граде, и посылали они наместников править в Словенск на Волхове и Киев на Непре-реке (Днепре – А.См.), а младший брат Гвидон – правил в Таматархе на море Сурожском. Сёстры же их отданы были замуж за князей венедов, готов, земеголы, ильменов и голяди (голландцев – А.См.).
Златогор же правил в Успен-граде златогоровом в степи Турдакской. А престол высокий князя Дажень-яра был во Кияр-граде, а также зимней порою в Яр-граде на пяти горах».

Из этого отрывка видно, что Асень Премудрый, правивший в Сенеже Сурожском, это внук Асеня Мудрого, занимавшего стол в Китеж-граде (Владимире – А.См.). Волгар же и Ильяр Моровленин – это его родные братья, сыновья Дажень-яра и Милиды. Остальные братья названы старшими, так как они рождены от двух старших жён Дажень-яра. Не стану указывать особо на созвучность Ильяра Моровленина, правившего Муромом, и Ильи Муромца, былинного богатыря, защищавшего русскую землю. Этот вопрос требует отдельного исследования. А отмечу Волгара находчивого (в оригинале «сметливого»), правившего Китежем Волжским, что близ крепости Дажин-яровой.

Я считаю, что Китежем Волжским называли современный Городец, а крепостью Дажин-яровой (при основании Яр-градом, затем Моргуль-градом при власти Морияра) современный Нижний Новгород.

Мнение мое основано на следующих фактах:

1. Ярилина книга сообщает о том, что после победы над гуннами и гибели Морияра, Дажень-яр отстроил захваченную крепость на Волге, назвал её Белояр-градом, а сам возвратился в град свой – Дажин Яр. Естественно, логичным является предположение о том, что Дажин Яр также расположен на Волге, причем выше Белояр-града.
2. Городец и Нижний Новгород находятся на берегах одной реки – Волги, на расстоянии всего 60 километров друг от друга, то есть в одном конном переходе. Это недалеко, и потому соответствует указаниям летописи: «…в Китеже Волжском, что близ крепости Дажин-яровой».
3. Далее повествование звучит так: «И пожелал тогда князь найти там, в Пановых горах, сокровища предков рода Яров, сокрытые и проклятые Каранджелем. И рёк он: «Не надлежит истине быть сокрытой, а свету – запертым». И по воле его стали открывать пещеры и подземелья в Пановых горах, где со времён великой битвы Трёх родов хранились священные реликвии, ибо есть там и источник забвения, и горит огонь веры, и сокрыта сила великая Сокровения». (Веды Руси. Велесова книга. Ярилина книга. Белая крыница / Прочтение и перевод Александра Асова. – М.: АСТ, 2011. – 638с., «Ярилина книга», с. 431) Название Пановых гор сохранилось на местности сразу за Городцом, чуть выше по Волге, на том же берегу. Поэтому два города – Городец и Нижний Новгород, явно связаны между собой близостью и присутствием Пановых гор, так же, как Китеж Волжский и Дажин Яр.
4. Именно в Китеже Волжском правил Волгар – сын Дажень-яра и Милиды. А в нашем исследовании (научной статье) «Волжская Булгария, или Волгария» мы предположили столичный статус Волжской Булгарии за Городцом, исходя из наибольшего уровня развития ремёсел на прилегающих землях по сравнению со всей остальной территорией России, а также наиболее правдоподобного происхождения названия булгары – волгары – волгари. Булгария – слово, вполне созвучное Волгарии, по имени князя Волгара, в точности, как и берендеи – от царя Берендея, и асеничи – от князя Асеня, что указывает на сложившиеся на тот момент традиции словообразования, и им не противоречит. Об этом же свидетельствует следующий отрывок: «Дажень-яр двинул рати аланские на Мартын-град. И там, соединившись с берендеями Асеня, также муромой князя Ильяра и булгарами Волгани, явился под стенами высокими. И обложил Дажень-яр сей град войсками аланскими с суши, а струги булгар и берендеев подошли с реки и расплескали вёслами Волгу». (Там же, с. 427) Здесь прямо говорится, что булгары – это рати Волгани, и они сражаются вместе с берендеями Асеня бок о бок. Волгар же – это князь в Китеже-на-Волге. Он там правил после Волгани.
5. Городец лежит на одной линии с запада на восток со всеми остальными Китежами, и потому явно принадлежит к Китежским землям. Об этом же свидетельствует нахождение ещё одного Китежа – святого, скрытого, тайного, погрузившегося согласно сохранившейся легенде, на дно озера Светлояр, всего лишь в 100 километрах на северо-восток от Городца. Но тот Китеж – другой, так как не расположен на Волге. Следовательно, мы уже обнаружили с вами 6 Китежей, и лишь один из них – на Волге. Следовательно, мы вправе считать Городец Китежем на Волге в прошлом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.