Если задать данный вопрос в поисковике Интернета, то в большей степени получите ответ следующего толка:
В нашей Православной Церкви принято стоять на богослужении. Так как в этот момент мы стоим пред Богом, и это тоже своего рода подвиг. Также у нас есть традиция уважать и почитать старших. Поэтому мы при виде человека, который старше нас, с почтением к нему относимся и встаем. Об этом написано еще в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его» . Тем более мы должны почитать Бога, так как Он является нашим Творцом, Промыслителем и Попечителем. Мы пришли в церковь беседовать с Богом, попросить прощения в своих грехах. В знак того, что мы осознаем свою греховность, мы приносим этот маленький подвиг – мы стоим на службе.
Однако, если задуматься, то католицизм возник раньше Православия. Крещение Руси – это 10 век. Христианизация Руси происходила на протяжении двух столетий. В то время за тысячу лет уже сложилась храмовая практика на западе. И экспансия христианства шла именно оттуда. Но почему-то именно на Руси сложилась другая культура возведения Соборов, монастырей, храмовых Уставов.
Сами храмы на Руси имеют отличную от западных архитектуру.
На самом деле нужно понимать, что христианизация на Руси происходила настолько тяжело, очень сильны были традиции старой культуры верования (Православь), что приходилось объединять христианство с укоренившимися традициями славян. На сегодняшний день почти все православные христианские праздники (за немногим исключением) имеют в корне традиции верования славянских праздников чествования солнечных богов. Даже под страхом смерти славяне не преклоняли колен перед богами. С богами разговаривали стоя. Именно это является главной причиной – почему в Православных храмах во время службы принято стоять. Остальные причины вторичны и производны.
Велика роль патриарха Никона, который и предложил объединить название и поставить понятие Православного христианства.
Многие современные историки признают, что данная реформа Никона, кроме расприй и бедствий, для России ничего не принесла. Ругают Никона не только историки, но и некоторые церковники за то, что якобы по велению патриарха Никона раскололась церковь, и на её месте возникли две: первая – обновлённая реформами церковь, детище Никона (прототип современной РПЦ), и вторая – эта та старая церковь, что существовала до Никона, которая в последствии получила название старообрядческой церкви.
Во времена реформ Никона горели не только книги, но и люди. Инквизиция шагала не только по просторам Европы, и Русь, к сожалению, затронула не меньше. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов. Веру православную, а не христианскую. Слово православный не имеет никакого отношения к церкви! Православие означает Славь Правь. Правь – мир Богов, или мировоззрение, которому учили Боги (Богами раньше называли людей, достигших определённых способностей, и вышедших на уровень творения. Другими словами, это были просто высокоразвитые люди). Русская Православная церковь получила свое наименование после реформ Никона, который понял, что победить родную веру Русов не удалось, осталось попробовать его ассимилировать с христианством. Правильное наименование РПЦ МП во внешнем мире «Ортодоксальная автокефальная церковь византийского толка». В отношении того, что ранее у греков было двуперстие, историк Н.Каптерев приводит неоспоримые исторические свидетельства в своей книге «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных книг». За эту книгу и другие материалы по теме реформы Никона Каптерева пытались даже изгнать из академии и всячески старались наложить запрет на печатание его материалов. Теперь же современные историки говорят, что Каптерев был прав в отношении того, что двуперстие у славян существовало всегда. Но не смотря на это, в церкви до сих пор не отменён обряд трёхперстного крещения.
О том, что на Руси издавна существовало двуперстие, можно видеть хотя бы из послания Московского патриарха Иова грузинскому митрополиту Николаю: «Молящиеся, креститися подобает двема персты…».
А ведь двуперстное крещение – это древний славянский обряд, который изначально и позаимствовала христианская церковь у славян, несколько его видоизменив. А вообще, если проанализировать дониконовскую церковь, то увидим, что очень многое в ней тогда ещё было ведического. Элементы солнечного культа славян были во всём – и в одеждах, и в обрядах, и в пении, и в живописи. Все храмы строго строились на местах древних ведических капищ. Внутри храмов стены и потолки разукрашивались свастичными символами. Посудите сами, даже крестный ход совершался посолонь, т.е. по солнцу, и процедура крещения происходила без купели с водой, люди перекрещивались двумя перстами и многое другое. Это только Никон привнёс в русскую церковь элементы лунного культа, а до него их было сравнительно немного.
Патриарх Никон, понимая особенное отношение русского народа к древним обрядам, которое невозможно было искоренить не только среди обычного населения, но и среди аристократии, бояр, решил напрочь вытравить их из памяти путём элементарной подмены одних обрядов на другие! И ему это удалось, как никому прежде. Удалось это по той простой причине, что после насильственного крещения Руси в греческую религию (христианство) было истреблено 2/3 населения. И со временем, спустя всего несколько веков, осталось очень мало людей, которые бы помнили и могли передать истинные знания о прошлом своим потомкам. Память о прошлом жила лишь в обрядах, традициях и праздниках. Настоящих славянских праздниках! Но и им была уготована нелёгкая учесть.
А теперь давайте посмотрим, про какие такие праздники и святых говорил Н.Левашов в своём выступлении.
Дата | Русский праздник | Христианский праздник |
06.01 | Праздник бога Велеса | Рождественский сочельник |
07.01 | Коляда | Рождество Христово |
24.02 | День бога Велеса (покровитель скота) | День св. Власия (покровитель животных) |
02.03 | День Марены | День св. Марианны |
07.04 | Масленица (отмечается за 50 дней до Пасхи) | Благовещение |
06.05 | День Дажьбога (первый выгон скота, договор пастухов с чёртом) | День св. Георгия Победоносца (покровитель скота и покровитель воинов) |
15.05 | День Бориса-хлебника (праздник первых ростков) | Перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба |
22.05 | День бога Ярилы (бог весны) | Перенесение мощей св. Николая Весеннего, приносящего тёплую погоду |
07.06 | Триглав (языческая троица — Перун, Сварог, Свентовит) | Св. Троица (христианская троица) |
06.07 | Русальная неделя | День Аграфены купальницы (с обязательным купанием) |
07.07 | День Ивана Купалы (во время праздника обливали друг друга водой, купались) | Рождество Иоанна Крестителя |
02.08 | День бога Перуна (бог грома) | День св. Илии Пророка (громовержца) |
19.08 | Праздник первых плодов | Праздник освящения плодов |
21.08 | День бога Стрибога (бог ветров) | День Мирона Ветрогона (приносящего ветер) |
14.09 | День Волха Змеевича | День преподобного Симона Столпника |
21.09 | Праздник рожениц | Рождество Богородицы |
10.11 | День богини Макоши (богини-пряхи, прядущей нить судьбы) | День Параскевы Пятницы (покровительницы шитья) |
14.11 | В этот день Сварог открыл людям железо | День Козьмы и Дамиана (покровителей кузнецов) |
21.11 | День богов Сварога и Симаргла (Сварог — бог неба и огня) | День Михаила Архангела |
Эта таблица взята из книги Д. Байды и Е.Любимовой «Библейские картинки, или что такое «божья благодать?». Вполне наглядно и показательно: каждому славянскому празднику по христианскому, каждому славянскому Богу по святому.
Шатровые постройки (с пирамидальным верхом) известны на Руси ещё до принятия христианства. Такой тип построек считается исконно русский. Потому-то Никон своими реформами позаботился и о такой «мелочи», ведь это был самый настоящий «языческий» след в народе. Под угрозой смертной казни мастера-умельцы, зодчие, как только не ухитрялись сохранить форму шатра у храмовых построек и мирских. Несмотря на то, что приходилось строить купола с луковичными главками, общую форму строения делали пирамидальной. Но не везде удавалось обмануть реформаторов. В основном это были северные и отдалённые районы страны.