И еще из истории славян … берендеи (часть четвертая)

Александр Смирнов (часть четвертая):

«Также в то время сильно умножилось племя гуннов. И начали они беспокоить на Великой Ра-реке земли русколанские. И, вновь восстав во главе гуннов, Морияр-князь многие народы на Востоке попленил. И так потом от Ра-реки дошёл с ратями бесчисленными до Москвы-реки и Семивежья, и все крепости на пути сокрушил и пожёг». (Веды Руси. Велесова книга. Ярилина книга. Белая крыница / Прочтение и перевод Александра Асова. – М.: АСТ, 2011. – 638с., «Ярилина книга», с. 399)

И далее уже о встречном ударе русколан: «И дали они сражение войску змееву Морияра. И в сражении том под Семью вежами они яростными ударами истребили многих тысячников и сотников Морияра вместе с их отрядами.
И затем, спустя седьмицу, во второй битве под стенами Китеж-яра на реке Нерли вновь одержали верх рати Дажень-яра и Буса. И так заняли они крепость Китежа Суждальского… (Современный город Кидекши под Суздалем)
И явилась Навна в Китеже-граде на яре высоком, на горе Студенце. (Гора в центре города Владимир – А.См.) И сошлась там с Дажень-яром, и говорила о мире и любви». Навна – это жена Морияра, дочь князя берендеев Вольги, и потому ей и было поручено замириться с царем русколан, также женатого на берендейской царевне – Милиде, двоюродной сестре Навны.

Итак, речь идет о трех городах: Китеж-яре, Китеже Суздальском и Китеж-граде. Китеж-яр находился на реке Нерли. Нерль – приток Клязьмы, протекает по землям к северу от современного Суздаля и Владимира. Крепость Китеж Суздальский – это современная Китежда немного к востоку от Суздаля. И, наконец, под Китеж-градом по названию горы Студенец можно узнать современный Владимир. Чуть далее в тексте упоминается Китеж Залесский, под которым мы уже узнаем современный Переславль-Залесский. Семивежье же на Москве-реке – это будущая Москва, построенная на семи холмах (горах).

«И так Дажень-яр с Ягорием (Георгием-Победоносцем, из-за чего на гербе Москвы он и изображен, побеждающий Морияра-змея. Пояснение моё. А. Смирнов) утекли к Белым горам. А Семивежье и Китежские земли оставили на попечение Бусу Белояру, старшему брату его Златогору, а также воеводе Сурияру. И с ними осталась мать Буса – Милида, ибо то была земля её отца Асеня Мудрого, внука Берендея-царя. И здесь у седых волхвов обретали ведание тайное дети её, младшие братья и сёстры Буса».

Вот мы с вами и обнаружили земли берендеев. Семивежье и Китежские земли – это Московские, Владимирские и Суздальские земли! То есть именно те земли, которые впоследствии поочередно станут тремя столицами Руси: Суздаль, Владимир, Москва. Эта земля названа землёй отца Милиды – Асеня Мудрого, внука царя Берендея.

С чем связано столь широко применявшееся название Китеж? Мне кажется, что оно образовано от слова «Кита» — сруб, наполненный камнями и землей. Именно из кит в древней Руси сооружались крепостные стены. Поэтому Китеж можно перевести как крепость. Отсюда понятным становится и название Китая, которое применяется лишь в России. Эту страну наши предки назвали в честь её главной достопримечательности – Великой Китайской стены. Все остальные называют Китай Чайной.

Однако один ли сын был у царя Берендея? Может ли быть, что тот поделил между своими детьми разные города? Да, это вполне возможно, так как мы уже с вами выяснили, что одним из князей берендеев был Вольга, а затем его сын Волганя. Если Асень правил Семивежьем и Китежскими землями, то явно были города и на Волге. Об этом говорят имена: Вольга, Волганя, Волгар. Об этом же свидетельствуют сохранившиеся названия деревень и сел.

Обратимся к географическим названиям, образованным от слова берендеи. Село Берендеево Ярославской области находится возле г. Переславль-Залесского, в половине пути между Москвой и Ярославлем. Деревня Берендеево в соседней с Ярославской Костромской области расположена между Костромой и рекой Ветлугой Нижегородской области примерно посередине. Деревня Берендеево в Вологодской области расположена к югу от Вологды, в сторону Ярославля и Костромы, что позволяет включить все эти города в состав Китежских земель. Деревня Берендеевка в Лысковском районе Нижегородской области находится на Волге ниже Н.Новгорода. Итак, мы сразу же нашли как минимум 4 населенных пункта в соседних областях с одним и тем же названием – Берендеево-Берендеевка. Является ли данный факт доказательством того, что берендеями называли народы, проживавшие на землях от Семивежья, Владимира, Суздаля, Вологды, Ярославля и Костромы до Городца и Лыскова Нижегородской области, и самого Нижнего Новгорода? Да, это является одним из доказательств. Особенно если археологам удастся доказать с помощью раскопок истинный возраст названных поселений.

«Ярилина книга» не оставляет нас без помощи, и сообщает следующее о правлении русколанских князей, имевших родственные связи с наследниками царя Берендея, либо же его прямых потомков:

«А в той земле сидел род Дажень-яра и Милиды, дети их младые – Ильяр Моровленин, что правил во Муроме, Асень Премудрый – правивший в Сенеже Сурожском, и Волгар находчивый – сидевший в Китеже Волжском, что близ крепости Дажин-яровой.
Старшие же братья правили в Алании на Пяти горах: Словен – правил во Словенске, Киян – в Киян-граде, и посылали они наместников править в Словенск на Волхове и Киев на Непре-реке (Днепре – А.См.), а младший брат Гвидон – правил в Таматархе на море Сурожском. Сёстры же их отданы были замуж за князей венедов, готов, земеголы, ильменов и голяди (голландцев – А.См.).
Златогор же правил в Успен-граде златогоровом в степи Турдакской. А престол высокий князя Дажень-яра был во Кияр-граде, а также зимней порою в Яр-граде на пяти горах».

Из этого отрывка видно, что Асень Премудрый, правивший в Сенеже Сурожском, это внук Асеня Мудрого, занимавшего стол в Китеж-граде (Владимире – А.См.). Волгар же и Ильяр Моровленин – это его родные братья, сыновья Дажень-яра и Милиды. Остальные братья названы старшими, так как они рождены от двух старших жён Дажень-яра. Не стану указывать особо на созвучность Ильяра Моровленина, правившего Муромом, и Ильи Муромца, былинного богатыря, защищавшего русскую землю. Этот вопрос требует отдельного исследования. А отмечу Волгара находчивого (в оригинале «сметливого»), правившего Китежем Волжским, что близ крепости Дажин-яровой.

Я считаю, что Китежем Волжским называли современный Городец, а крепостью Дажин-яровой (при основании Яр-градом, затем Моргуль-градом при власти Морияра) современный Нижний Новгород.

Мнение мое основано на следующих фактах:

1. Ярилина книга сообщает о том, что после победы над гуннами и гибели Морияра, Дажень-яр отстроил захваченную крепость на Волге, назвал её Белояр-градом, а сам возвратился в град свой – Дажин Яр. Естественно, логичным является предположение о том, что Дажин Яр также расположен на Волге, причем выше Белояр-града.
2. Городец и Нижний Новгород находятся на берегах одной реки – Волги, на расстоянии всего 60 километров друг от друга, то есть в одном конном переходе. Это недалеко, и потому соответствует указаниям летописи: «…в Китеже Волжском, что близ крепости Дажин-яровой».
3. Далее повествование звучит так: «И пожелал тогда князь найти там, в Пановых горах, сокровища предков рода Яров, сокрытые и проклятые Каранджелем. И рёк он: «Не надлежит истине быть сокрытой, а свету – запертым». И по воле его стали открывать пещеры и подземелья в Пановых горах, где со времён великой битвы Трёх родов хранились священные реликвии, ибо есть там и источник забвения, и горит огонь веры, и сокрыта сила великая Сокровения». (Веды Руси. Велесова книга. Ярилина книга. Белая крыница / Прочтение и перевод Александра Асова. – М.: АСТ, 2011. – 638с., «Ярилина книга», с. 431) Название Пановых гор сохранилось на местности сразу за Городцом, чуть выше по Волге, на том же берегу. Поэтому два города – Городец и Нижний Новгород, явно связаны между собой близостью и присутствием Пановых гор, так же, как Китеж Волжский и Дажин Яр.
4. Именно в Китеже Волжском правил Волгар – сын Дажень-яра и Милиды. А в нашем исследовании (научной статье) «Волжская Булгария, или Волгария» мы предположили столичный статус Волжской Булгарии за Городцом, исходя из наибольшего уровня развития ремёсел на прилегающих землях по сравнению со всей остальной территорией России, а также наиболее правдоподобного происхождения названия булгары – волгары – волгари. Булгария – слово, вполне созвучное Волгарии, по имени князя Волгара, в точности, как и берендеи – от царя Берендея, и асеничи – от князя Асеня, что указывает на сложившиеся на тот момент традиции словообразования, и им не противоречит. Об этом же свидетельствует следующий отрывок: «Дажень-яр двинул рати аланские на Мартын-град. И там, соединившись с берендеями Асеня, также муромой князя Ильяра и булгарами Волгани, явился под стенами высокими. И обложил Дажень-яр сей град войсками аланскими с суши, а струги булгар и берендеев подошли с реки и расплескали вёслами Волгу». (Там же, с. 427) Здесь прямо говорится, что булгары – это рати Волгани, и они сражаются вместе с берендеями Асеня бок о бок. Волгар же – это князь в Китеже-на-Волге. Он там правил после Волгани.
5. Городец лежит на одной линии с запада на восток со всеми остальными Китежами, и потому явно принадлежит к Китежским землям. Об этом же свидетельствует нахождение ещё одного Китежа – святого, скрытого, тайного, погрузившегося согласно сохранившейся легенде, на дно озера Светлояр, всего лишь в 100 километрах на северо-восток от Городца. Но тот Китеж – другой, так как не расположен на Волге. Следовательно, мы уже обнаружили с вами 6 Китежей, и лишь один из них – на Волге. Следовательно, мы вправе считать Городец Китежем на Волге в прошлом.

Вот мы с вами и обнаружили восточную границу земель берендеев – Булгарское царство Волгани, а затем и Волгара со столицей в Китеже на Волге, современном Городце. Но это вовсе не значит, что волжские булгары не были одновременно и берендеями, то есть потомками царя Берендея. Милида, мать Волгара – внучка царя Берендея. Следовательно, земли будущей Нижегородчины – это тоже земли берендеев. Об этом свидетельствует деревня Берендеевка в Лысковском районе на Волге в 100 км ниже Нижнего Новгорода.

Более того, сам царь Берендей мог править в Китеже на Волге. Это не факт, но возможное предположение, так как имеющееся указание на противостояние Берендея с Вахрамеем, на одной стороне Волги, против русколан Дажень-яра на другом, в течение 7 лет, без единого сражения, могло быть с большой долей вероятности лишь в районе Нижнего Новгорода, так как Дажень-яр должен был расположиться в своем городе – Дажин Яре, а Вахрамей с Берендеем – в городе Берендея – Китеже на Волге, неподалеку, в одном конном переходе.

К этому мнению нас приводит также имеющийся единственный принятый путь с Кавказа (Белых гор) в Китежские земли напрямую к будущему Нижнему Новгороду через мордовские земли. Этот путь сохранился аж до семнадцатого века, о чем есть упоминание в книге Дмитрия Смирнова «Нижегородская старина». В Москву послы с Кавказа на протяжении многих столетий ездили через Нижний Новгород. В этом же нас убеждает женитьба Дажень-яра на первой своей жене из рода мордовских князей, что помогало беспрепятственному передвижению его войск из столицы Русколани на Кавказе к Волге в районе Нижнего Новгорода, а затем по Волге на восток. Опять же сокровищница для финансирования войн находилась возле Китежа на Волге, в Пановых горах. Возле Нижнего Новгорода собирались рати для походов на восток, и здесь же они разъезжались по домам после похода, разделив военные трофеи и получив оплату. Опять же секретный священный Китеж был хоть и недалеко от Китежа на Волге, но в труднодоступных местах, что также логично. Священное место должно находиться рядом со столицей. Семивежье, к примеру, тоже священное место, было на западе от Китеж-града (Владимира). Слишком много совпадений, чтобы быть случайностью.

Итак, я считаю, что нам удалось доказать, что Берендеи – это утраченное прозвище русославян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края. Народ этот славянского происхождения, и не просто даже славянского: это наши основные предки, ставшие родоначальниками русского народа. Их авторитет как воинов, был непререкаем в течение многих столетий. Киевские князья, имеющие на службе берендеев, смело вступали в битву даже с меньшими силами, побеждая практически всегда. Именно данный факт и вызвал раздражение и желание уничтожить память о берендеях, что противоречит он выстроенной теории происхождения немытых русов от европейских цивилизованных норманнов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.